Пн 24.06.19
следующая статья
Осень 2018 Салах ад-Дин. Часть 1: Падение империй

Легенда о скифах

О существовании союза их племен известно начиная с 8 столетия и вплоть до 1 столетия до нашей эры. У них практически не было письменности. Их боялись все персидские правители. Их не смог победить даже великий Александр Македонский. Во времена наивысшего рассвета их государства, они контролировали территории от Каспийского моря в Азии и до Египта в Африке. И все же, мы практически ничего о них не знаем.
Происхождение скифов столь таинственно и загадочно, что даже сегодня историки продолжают спорить на эту тему. Ни ДНК-тесты, ни химические анализы не дают однозначных ответов, — и более того, зачастую очень противоречивы.
Поэтому, несмотря на все достижения науки, современные историки вынуждены обращаться к текстам древних исследователей, которые описывают знаменитую легенду о происхождении скифов.
В настоящее время существует пять версий этой легенды, содержащих более или менее развернутое изложение данного предания. Они дошли до нас в передаче различных древних авторов и обладают разной степенью полноты и ясности изложения.

Первая и наиболее информативная версия содержится в труде древнегреческого историка Геродота и обычно именуется исконно скифской. По его словам, в таком виде легенду рассказывали ему лично причерноморские скифы:
«Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая они называют Зевса и дочь реки Борисфена (по моему мнению, неверно). Такого происхождения был Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении, подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.
И вот от Липоксая и произошли те скифы, которые носят название рода авхатов. От среднего брата Арпоксая – те, которые называются катиарами и траспиями. От младшего, царя (Колаксая), – те, что называются паралатами. Общее же название всех их – сколоты, по имени одного царя. Скифами же их назвали эллины.
Так рассказывают скифы о своем происхождении. Лет им, с начала их существования или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько. Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день. Так как страна была обширна, то Колаксай разделил ее на три царства для своих сыновей и одно из них сделал гораздо больше других; в нем-то и сохраняется золото».

Впоследствии, Геродот уточнил эту легенду, на основе информации, полученной от припонтийских греков (живших на побережье Черного моря) – близких соседей скифов. При чем, именно эта уточненная легенда часто отображается на древних скифских артефактах. В этой версии легенда звучит так:
«Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в страну, которую теперь занимают скифы и которая тогда еще не была заселена. Герион, по словам эллинов, живет вне Понта, на острове, который эллины называют Эрифиею и который лежит близ Гадир за Геракловыми столбами на Океане… Оттуда прибыл Геракл в страну, называемую ныне Скифией, и так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли из-под ярма.
Проснувшись, Геракл стал искать их и, исходив всю землю, пришел, наконец, в так называемое Полесье; тут он нашел в пещере смешанной породы существо, полудеву и полуехидну, у которой верхняя часть тела от ягодиц была женская, а нижняя – змеиная. Увидев ее и изумившись, Геракл спросил, не видела ли она где-нибудь заблудившихся кобылиц. На что она ответила, что кобылицы у нее, но что она не отдаст их ему, прежде чем он сообщится с нею. И Геракл сообщился за эту плату, но она все откладывала возвращение лошадей, желая как можно дольше жить в связи с Гераклом, тогда как последний желал получить их и удалиться. Наконец, она возвратила лошадей со словами: «Я сберегла тебе этих лошадей, забредших сюда, и ты отплатил мне за это: я имею от тебя трех сыновей. Расскажи, что мне делать с ними, когда они вырастут: поселить ли здесь (я одна владею этой страной) или отослать к тебе?» — так спросила она. И Геракл, говорят, сказал ей в ответ: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю; а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты и сама останешься довольна, и исполнишь мое желание».
При этом Геракл натянул один из луков (до тех пор он носил два), показал способ опоясывания и передал ей лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки, а затем удалился. Она же, когда родившиеся у нее сыновья возмужали, дала им имена: одному – Агафирс, следующему – Гелон, младшему – Скиф, а потом, помня завет Геракла, исполнила его поручение. Двое из ее сыновей, Агафирс и Гелон, оказавшись неспособными исполнить предложенный подвиг, были изгнаны родительницею и удалились из страны, а самый младший – Скиф, исполнив задачу, остался в стране. От этого-то Гераклова сына и произошли всегдашние скифские цари, а от чаши Геракла – существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта эллины».

 

 

 

 

Другая версия легенды о происхождении скифов была изложена древнеримским поэтом Валерием Флакком в его «Аргонавтике». Скифы упоминаются поэтом в описании народов, принявших участие в битве между Персом и Ээтом.
Среди этих народов фигурируют «легион Бизальты и предводитель Колакс (Colaxes), тоже божественной крови: Юпитер произвел его на Скифском побережье вблизи зеленой Мираки и Тибисенских устьев, прельщенный (если это достойно веры) полузверским телом и не устрашенный двумя змеями нимфы. Вся фаланга носит на резных покровах Юпитеров атрибут – разделенные на три части огни. Не ты первый, воин римский, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья. Кроме того, сам Колакс собрал воздушных драконов, отличие матери Оры, и с обеих сторон противопоставленные змеи сближаются языками и наносят раны точеному камню. Третий – Авх (Auchus), пришедший с единодушными тысячами, выставляет напоказ киммерийские богатства; у него издавна белые волосы, прирожденный знак; пожилой возраст уже образует простор на голове; обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки. Дарапс (Daraps), страдавший от раны, полученной в Ахеменской битве, послал на войну Датия…».

Справедливости ради, можно отметить, что хотя Флакк является больше поэтом, чем исследователем, но для написания своего рассказа он явно пользовался научными данными того времени. Так, описание змееногой богини у Флакка более соответствует ее изображениям на скифских древностях, чем то, которое дано у Геродота, игнорирующего некоторые существенные детали ее облика. К этому можно добавить, что у Флакка змееногая богиня выступает в роли супруги Юпитера, тогда как у Геродота мотив супружества Зевса и змееногой богини вообще не нашел отражения. Он есть в рассказе Диодора (см. ниже). У Геродота же в версии, перекликающейся в других элементах с версией Флакка, супругой Зевса названа дочь Борисфена, внешний облик которой не описан, а змееногая богиня фигурирует в его другой версии — в качестве супруги Геракла.

Четвертый вариант легенды дошел до нас от древнеримского и древнегреческого историка и философа Диодора Сицилийского:
«Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и были презираемы за свое бесславие. Но еще в древности, под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя, они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера и прочие области до реки Танаиса. Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя – змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвел сына по имени Скиф, который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назывался Пал, а другой – Нап. Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы – один палами (Пάλοι), а другой налами (Νάπαι). Спустя несколько времени потомки этих царей… подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила. Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов с одной стороны до восточного океана, с другой до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие».

 

Последний вариант этой легенды содержится в одном из греческих эпиграфических памятников. Эта надпись была посвященная деяниям Геракла, в которых упоминается его приход в Скифию:
«Переправившись же отсюда в Скифию, он в схватке победил Аракса и, вступив в связь с его дочерью Ехидной, произвел сыновей, Агафирса и Скифа».

Все перечисленные версии легенды о происхождении скифов имеют как общие черты, так и отличия. Можно предположить, что отличия связаны в первую очередь с эволюцией, которую претерпел миф со временем. Существует много трактовок этой легенды. Так, некоторые ученые отождествляют мужа змееногой девы с Гераклом, а некоторые — с его отцом Зевсом.
Что же касается связи самих племен с легендарными сыновьями, то некоторые ученые считают, что происходящие от Липоксая авхаты соответствуют скифам-пахарям, потомки Арпоксая катиары и траспии – земледельцам и кочевникам, а ведущие свое происхождение от Колаксая паралаты, главенствующие над прочими вследствие победы своего родоначальника.
Некоторые исследователи считают, что разные версии легенды свидетельствуют о ее изложении разными скифами. Западные скифы, как более древние обитатели, связывали свое происхождение с местностью и религиозными верованиями. Их легенда говорит об их происхождении. Восточные же скифы сохранили в своем воспоминании предание о своем приходе из Азии.
Как и всегда, мы оставляем право за Вами, нашим читателем, решать, как версия более истинная.

 

похожие публикации

Осень 2018 Салах ад-Дин. Часть 1: Падение империй

В истории он известен под именем Салах ад-Дин, которое означает – «Честь Веры». Однако, это было не его имя от рождения, а возвеличивающий эпитет и почетный титул (лакаб).

Лето 2018 «V» — значит Свифт, Свифт - значит вендетта!

Джонатан Свифт был, есть и остается самым революционным философом, обличителем власти и человеческих пороков со времен Христа.

Весна 2018 В поисках Атлантиды. Часть 2.

Атлантида – загадочная страна, существование которой на сегодняшний день либо не подтверждено материальными доказательствами, либо такие доказательства тщательно скрываются.

Весна 2018 Жорж Жак Дантон - «чистый от крови и денег»

Сильный, высокий, безобразный. Когда он поднимался к барьеру, публика настораживалась. Он начинал говорить, и его речь шла под аккомпанемент непрерывных рукоплесканий. Голос его был необъятным. Казалось, он может перекричать любую стихию. Он никогда не писал своих речей. Он импровизировал. Импровизировал блестяще. Почти все дела, за которые он брался, были выиграны...

Зима 2018 В поисках Атлантиды

Кто в своих мыслях хоть раз не задумывался о том, существовала ли на самом деле Атлантида?!
Большинство историков при упоминании Атлантиды либо смеются, либо стараются избегать этого разговора, боясь прослыть в ученых кругах невеждой.
Главным аргументом историков против существования Атлантиды является отсутствие прямых доказательств о её существовании. Но ведь и нет аргументов того, что Атлантида не существовала.

Зима 2018 Че Гевара: истинным революционером движет великая любовь

Cамый романтичный революционер, идеалист и непримиримый борец с несправедливостью, не выносивший на физическом уровне социальное неравенство и страдания народа, яростный антифашист и борец с американским империализмом и ещё много и много других образов, которые сопровождали этого необычайного человека, и для перечисления которых не хватит целого журнала.